Берг и Япония.
14 марта 2011 года в бендерском историко-краеведческом музее отмечали 135-летие со дня рождения академика Л.С. Берга, уроженца нашего города, выдающегося географа и ихтиолога. В работе конференции приняли участие ученые Приднестровья, Украины, России, был выпущен внушительный сборник трудов последователей Л.С. Берга.
Среди гостей нужно особо отметить родную внучку академика Берга Елизавету Валентиновну Кирпичникову (Лизу Берг). Она приехала прямо из Парижа, где проживает уже не одно десятилетие. Я познакомился с Лизой Берг и был приятно удивлен широтой ее интересов. По профессии она биолог, но серьезно увлекается и поэзией, и музыкой – берговский ген еще не иссяк. Мы договорились поддерживать связь, обмениваться информацией. И вот, вернувшись домой в Париж, она присылает нам вместе с подборкой своих последних стихов интереснейшую работу Л.С. Берга «Впечатления от поездки на третий Тихоокеанский съезд в Токио в 1926 году».
Хочу поделиться с вами своими впечатлениями о прочитанном. Скажу честно, я был потрясен тем, как можно всего за один месяц так впитать в себя практически все про целую страну и, безусловно, уникальную цивилизацию – Японию. Какие параллели просматриваются с нашим временем! Ведь поездка состоялась всего через 3 года после страшнейшего землетрясения в Японии 1923 года, с многочисленными жертвами, и цунами была до 12 метров, как во время недавней катастрофы у японцев. Правда, тогда еще не знали, что такое атомные электростанции, со всеми вытекающими из этого последствиями.
1 сентября 1923 года Токио и Иокогама были разрушены землетрясением и пожарами.
Берг приводит такие цифры: «во всей Японии погибло свыше 140 тысяч людей, ранено свыше 100 тысяч, зданий погибло от землетрясения, огня и наводнения свыше полумиллиона. Самым злым врагом оказался огонь, от него произошло 95% убытков.»
В это же время в Сиднее(Австралия) проводил работу второй Тихоокеанский съезд. Согласно уставу, задачей тихоокеанских съездов является изучение вопросов по естественной истории Тихого океана и укреплению мира среди тихоокеанских народов. Получив известие о небывалой катастрофе в родной стране, японский делегат, профессор Сакураи, вносит от имени своего правительства предложение собрать следующий съезд в Токио в 1926 году. Вот черта японского характера – чем сложнее, тем выше планка поставленных перед собой задач. Участники съезда согласились с предложением, хотя считали, что Япония не скоро оправится от потрясений и будущий съезд, вероятно, не состоится.
Берг пишет, что советская академия, получив приглашение на съезд еще в 1925 году, «решила, что достоинство страны, владеющей громадной длины побережьем на Тихом океане, требует участия в съезде русских, и возбудила в Москве ходатайство о командировании в Японию нескольких ученых-специалистов по Тихому океану и его берегам». Был выпущен в свет сборник на русском и английском языках «Тихий океан. Русские научные исследования», в котором помещена работа Л.С. Берга «Открытия русских в Тихом океане». Он также выступил с докладом о зоогеографических областях для пресноводных рыб Дальнего Востока и о Тихоокеанской научно-промысловой станции во Владивостоке.
Организован съезд был блестяще. Несмотря на то, что участников было ни много, ни мало – 600 человек, из них 166 приезжих, всех гостей разместили в лучшей гостинице Токио (Imperial Hotel) бесплатно. Была интересная культурная программа.
Слова Берга: «Японцы – как организаторы съезда, власти и население – всюду проявляли гостеприимство, любезность и предупредительность. Все экскурсии были совершенно бесплатны: нас возили и по железной дороге и в автомобилях бесплатно, равным образом содержание в гостиницах и питание ничего нам не стоило».
Из многочисленных пунктов ознакомления со страной перечислю лишь несколько. Гости посетили спектакль в императорском театре, совершили экскурсии на озеро Гаконе, зоологическую станцию в Мисаки, взбирались на вулкан Сакуражима, извергавшийся в 1914 году. В Наре – древней столице Японии – делегаты осматривали колоссальную статую Будды (около 16 метров), присутствовали при исполнении девушками священного танца.
Берг заметил, что проведение съезда сознательно было выбрано устроителями в самое лучшее время года. Он пишет о климате: «Мы попали в Японию в самое лучшее время года – в ноябре, когда здесь сухо, тепло и много солнца. Летом в Японии идут, как известно, муссонные дожди, стоит тропическая жара, очень большая влажность, духота, небо покрыто облаками; вообще погода для нас, привыкших к совсем другому лету, очень неприятная. В наше посещение ноябрь был исключительно сухой и солнечный». «В ноябре в Токио днем температура подымается в среднем до +16 градусов, ночью опускается до +7, так что суточная амплитуда довольно значительна; днем можно было ходить без пальто, но вечером становилось уже прохладно; однако в комнатах топить не приходилось (в нашей гостинице в комнате были электрические радиаторы, которыми можно было повысить температуру на 5-10 градусов в несколько минут).»
« Ноябрь в Японии – это время, когда цветут хризантемы и когда клены, прежде чем сбросить свои листья, приобретают ту пурпурную окраску листьев, которая придает столь своеобразную прелесть японским осенним ландшафтам.»
Уверен, прочтя художественные описания Берга, вы подумали, что он – скорее писатель, чем ученый. Я почувствовал то же самое.
Конечно, Берга интересовала нравственная основа этого удивительного сообщества – японцев. Он выяснил, что «из двух господствующих религий – буддийской и шинтоистской (современный термин – синтаизм Л.Е.) – первую официально исповедуют приблизительно три четверти населения, вторую – одна четверть.» Нужно отметить, что большое влияние на воспитание в школах имело учение Конфуция, перенесенное из Китая.
Недавнее землетрясение в Японии тоже принесло немало жертв, страшно было смотреть на руины, оставшиеся от жилых зданий, тем не менее, японцы ведут себя достойно. В новостях сообщали, что не было зафиксировано ни единого случая мародерства, по-деловому и самоотверженно, в расчете на собственные силы население делает все возможное, чтобы ликвидировать пагубные последствия катастрофы, в том числе от разрушения атомных объектов.
Какие факторы сформировали такой дух нации? Напомню, что основным духовным принципом синтоизма является жизнь в согласии с природой и людьми, а буддизм призывает к безграничному состраданию и любви ко всем живым существам. Ну а Конфуций, как известно, сформулировал золотое правило нравственности задолго до нашей эры: «Не делай другим того, чего не желаешь себе».
Уникальной является также ситуация с жизненным пространством японцев. По переписи населения 1925 года, плотность населения Японии составляла 157 человек на квадратный километр. А сегодня, при площади страны в 377,9 тыс. км2, население составляет около 127 миллионов человек. Для сравнения: в России, при площади в 17075400 км2, население составляет около 142 миллионов человек. Цифры говорят сами за себя – хочешь, не хочешь, но при такой тесноте как в стране восходящего солнца, чтобы выжить, необходимо считаться с интересами окружающих.
Берг тщательно разобрался в системе народного образования Японии. Он пишет: «Расходы на народное просвещение в 1924 году выразились суммой в 486 миллионов йен (йена почти равна тогдашнему рублю), из коих 130 миллионов дано государством, а прочее местными общественными организациями». Хочу поставить здесь большой восклицательный знак: общественность дает намного больше денег на образование, чем само государство! С 1880 года в Японии обязательно всеобщее образование.
Берг перечисляет предметы, которые преподают в начальной школе: «преподают этику (курсив мой – Л.Е.), японский язык, японскую историю, арифметику, георгафию, естествознание, рисование, гимнастику и для девочек шитье». « В средних школах преподают : этику, японский язык и китайских классиков, иностранный (английский , немецкий, французский), историю и географию, математику, естествознание, физику, химию, законоведение, промышленность, рисование, пение и гимнастику». Есть еще промежуточная ступень между средними школами и университетами, которую японцы по-английски называют higher schools. И в программе этих школ тоже на первом месте этика!
Невольно напрашивается сравнение системы японского образования с нашими школами. Задаешься вопросом: каковы слагаемые морального облика нашего современника?
Да, мы стараемся готовить детей, всесторонне развитых в плане рационального мышления, но воспитываем ли мы людей? Достаточно ли внимания уделяется у нас этике? Понятно, что гуманитарные предметы содержат этический компонент, и хороший педагог, обучая математике, тоже может воспитывать души ребят, но этого, пожалуй, недостаточно, чтобы воспитать народ, способный занять достойное место в иерархии современной истории. Наши дети подрастают, начинают осознавать себя в этом мире, сравнивают качество жизни у нас и в странах, где благородные законы человеческого общежития занимают более достойное место, и уезжают при первой возможности. Не только потому, что там можно больше заработать, но, в первую очередь, психологически легче жить.
Впечатления от последних катастрофических событий в Японии и вовремя прочитанная работа Берга о поездке в Японию в 1926 году привели меня к этим размышлениям.
Понятно, что нашего земляка академика Л.С. Берга принимали в Японии как дорогого гостя, выставляя напоказ все самое лучшее. Берг не упомянул ни о Японском империализме, ни о социальных проблемах этой страны. На самом деле, наверное, не все так однозначно. Тем не менее, у Японии в 1926 году тоже есть чему поучиться.
Автор статьи: Леонид Ершов