Круглый стол «План реконструкции и управления заповедника «Ягорлык».

КАДРЫ ДЛЯ ЛЕТНЕЙ ШКОЛЫ

9-10 ноября, благодаря проекту «Экологическая платформа» при финансовой поддержке Программы ЕС «Меры укрепления доверия», реализуемой ПРООН, прошел двухдневный тренинг для тренеров экологических молодежных школ. Его проводил психолог и опытный тренер по работе с молодежью Марчел Паскаль. На тренинг приехали участники с обоих берегов Днестра. Многие из них, несмотря на молодость, уже приобрели серьезный опыт в летней школе «Днестр», которую уже много лет проводит Международная организация хранителей реки «Eco-TIRAS». Каждый год попасть в нее мечтают мальчишки и девчонки из Молдовы, Приднестровья и Украины, чтобы учиться в течение десяти дней. Занятия проходят в импровизированных лабораториях зоологии, ботаники, гидробиологии, гидрохимии… Ребята предметно изучают жизнь Днестра прямо на берегу реки.

КАДРЫ ДЛЯ ЛЕТНЕЙ ШКОЛЫ

Здесь все иначе, чем в привычной школе. Преподаватель – старший товарищ, домашнее задание – повод обсудить с друзьями по команде интересную идею, выступление эксперта – возможность создать собственный проект, а потом воплотить его в жизнь… А воспитатели и волонтеры совсем недавно сами сидели «за партой» в летней школе. Как правило, несколько выпускников предыдущей школы «Днестр» переводятся на следующий год. Это «закваска», которая должна хранить и передавать дальше дух «Днестра». Именно из них вырастают волонтеры, воспитатели и даже тренеры.

Неизменный тренер летних школ Марчел Паскаль как-то рассказал ребятам о теории разбитых окон. Нью-йоркское метро 30-х годов прошлого века: замусоренные станции, грязные поезда, разбитые окна, высокая преступность. По распоряжению нового руководителя метрополитена каждый день восстанавливали вагоны, вставляли новые стекла, убирали станции. Постепенно количество правонарушений и случаев вандализма сократилось. Психологи объясняют: в месте, где плюют все, будешь плевать и ты. Это хорошо согласуется с наблюдениями самих ребят: если однажды у ручья высыпали мусор – к нему обязательно добавят еще. Свидетельством тому бесконечные уборки берега Днестра, территории родного села, города. Экологические общественные организации давно пришли к выводу: надо формировать у населения экологическую культуру. И на слушателей летних школ возлагаются большие надежды. Они уже приносят свои плоды.

– Что вы сделали с моим сыном? – поинтересовалась у «Eco-TIRAS» мама одного из выпускников, когда он вернулся в родное село. – Объясняет друзьям и соседям, что нельзя бросать мусор, где попало, убрав только в своем дворе.

Юное поколение особенно восприимчиво к экологическому воспитанию. Наверное, в этом и заключается главный смысл летних школ.

Бассейну молдо-украинской реки действительно требуется срочная помощь.

– Наша цель – привлечь молодежь к охране окружающей среды, – сказал исполнительный директор Международной ассоциации хранителей реки «Eco-TIRAS» Илья Тромбицкий. – В начале 90-х мы подняли проблему Днестра. Это оказалось трудно. Когда создали «Eco-TIRAS» – нас услышали. Шаг за шагом с использованием международных конвенций подошли к подписанию Договора по Днестру между Украиной и Молдовой в 2012 году. Одному человеку немногое под силу, но когда рядом единомышленники – многое получается.

– Тренинг проходил творчески и весело, – заметила Татьяна Синяева, руководитель проекта «Экологическая платформа». – Работа в группах выявила много классных идей для образовательных летних школ. Работали с азартом и добрым юмором.

Обсуждали образование в летних лагерях как метод эффективного экологического просвещения. Оно выделяет важность междисциплинарного подхода, когда психологические методики помогают улучшить восприятие экологических знаний и формирование ценностей у молодежи.

Экологическое образование предполагает не только изложение фактов, но и создание живого опыта, который вовлекает учащихся в процесс, делая его понятным и значимым для них. Для этого педагогу важно владеть методиками интерактивного обучения, уметь использовать примеры и аналогии из повседневной жизни и стимулировать критическое мышление. Помимо этого, требуются и педагогические навыки: эмпатия, эмоциональная вовлеченность и умение поддерживать интерес.

– Неважно кем ребята станут в будущем: необязательно экологами, биологами или врачами, – заметил Марчел Паскаль. – Экологическое мышление – это плюс к любой профессии.




Для проведения экологических акций нам нужна небольшая финансовая помощь.
Помочь волонтерам проекта "ЭкоПМР".