Парк имени Петра Витгенштейна в Каменке.
Этот выпуск бюллетеня посвящён исследованиям уникального растительного сообщества, проведённым в парке имени Петра Витгенштейна (г. Каменка) в рамках проекта «Экологическая платформа», который выполняется Международной ассоциацией хранителей реки Eco-TIRAS (Кишинёв) в партнёрстве с НПО «Экоспектр» (Бендеры) в рамках Программы по укреплению мер
доверия (ПРООН Молдова) при финансовой поддержке ЕС.
Материалы разработаны и предоставлены докторами биологических наук Татьяной Изверской и Вячеславом Гендовым и историком Александром Горносталем, в рамках малого проекта Программы мер по укреплению доверия ПРООН при финансовой поддержке Европейского Союза.
Редактор: Наталья Барбиер
ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА по парку Петра Витгенштейна.
Современный парк культуры и отдыха имени П.Х. Витгенштейна в г. Каменка как общественное пространство оформился только к 90-м годам XIX века, однако первоначально его возникновению и развитию способствовала закладка на территории княжеской усадьбы семьи Витгенштейн пейзажного усадебного сада в 20-х годах XIX века. Сведения о парке как таковом со свободным доступом горожан и гостей Каменки в исторической литературе появляются только в начале 90-х годов XIX века с появлением и развитием курортно-лечебного объекта в усадьбе Витгенштейнов – на территории т.н. «нового парка», известного сегодня как санаторий «Днестр».
До указанного периода территория т.н. «старого парка» («новый парк» и «старый парк» – локальные термины, появившиеся только в конце XIX в. — начале ХХ в.) именовалась в источниках того периода «садом» и относилась сугубо к княжеской усадьбе, не являясь парком в современном понимании этого термина и, тем самым, городским общественным пространством. В начале XIX века указывалось на отсутствие на территории современного парка, расположенного в долине реки Днестр, естественно произрастающих деревьев. Присутствовали исключительно высаженные человеком виды древесных пород аборигенной флоры и интродуценты.
«В 1819 году не было на этом сожженном лугу ни одного дерева (…); сегодня (1839 год – примечание А.П. Горносталь) местные и заграничные деревья засажены в красивые клумбы…» (Przezdziecki,1841).
О состоянии местообитаний парка к середине XIX века можно отчасти судить по Акварели 1840 года, где изображен вид на усадебный сад (парк) с холмов над виноградными террасами, верхний и нижний пруд, господский дом и дом княгини Трубецкой. Территория не занята лесной естественной растительностью. Она сохранилась только в виде небольших фрагментов вдоль озер и усадьбы Витгенштейна и представлена довольно крупными экземплярами деревьев. Вокруг дома княгини Трубецкой высажены искусственные древесные насаждения.
В конце XIX века приводятся данные об искусственном создании парка. В составе древостоя присутствуют виды аборигенной флоры, а также интродуценты. Сведения на 1894 год: «Старый» парк разбит красиво, с художественным вкусом и содержится в надлежащем порядке. Большею частью он состоит из громадных вековых тополей, акаций, вязов, берестов и каштанов, во многих местах почти смыкающихся своими раскидистыми вершинами, которые зачастую образуют сплошные зеленые своды…
Стволы их – в два и даже в три обхвата. Между группами деревьев расположены красивые зеленые лужайки с разбросанными по ним куртинами густой древесной заросли и кокетливыми клумбами. По всем направлениям парка проведены плотно укатанные дорожки, местами аллеи во всю длину обведены живыми шпалерами подстриженной сирени и некоторых других кустарников. Всюду множество удобных крашеных скамеек, расположенных в самых приятных и интересных пунктах парка: у сосновой, или каштановой рощицы, в тени деревьев, со всех сторон закрывающих места, словно живые беседки или – в более открытых солнцу пунктах: у лужаек с цветничками, у круглого зеленого холмика, служащего подножием каменной ротонде во вкусе античных сооружений этого рода и т.д.
Особенно приятно гулять в знойные летние дни по тем сыроватым тропинкам, что расположены под сплошными шатрами вершин деревьев древнейшей части парка, – в густой тени, почти недоступной лучам солнца. Здесь вечно царят приятная свежесть и прохлада» (Боровиковский, 1894). Сведения на 1895 год: «Дальше начинается огромный парк с вековыми деревьями, тенистыми аллеями, лужайками, цветниками, холмами и живописными мостиками, перекинутыми через овраг. Есть уголки и аллеи, совсем напоминающие кисловодский парк. Много живописных уединённых аллей, много скамеек, расставленных под сенью каштанов и вековых дубов» (Крушеван, 1896).